Швертбот

Скажу сразу: действующего образца пока нет. Надеюсь однажды построить и испытать в полевых условиях экспериментальный экземпляр. Пока предлагаю ознакомиться с проектом.

Итак, прототип: Каркасно-надувной швертбот «Мева». Длина 3,5м., ширина 1,3м., площадь парусности 6,4 кв, м., грузоподъемность 280 кг., масса 72 кг. (справочник «Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах» под ред. Г.М.Новака, изд. Судостроение, Ленинград 1977г.)

Швертбот

Что я хочу изменить.

1. На мой взгляд, мореходность «Мевы» для длительных автономных походов недостаточна. При такой площади парусов, такая маленькая и узкая лодка будет, конечно довольно шустрой, но валкой. Переворачиваться на ней где-нибудь в Белом море при температуре забортной воды 8-10град. неприятно, а поставить на ровный киль, груженую будет непросто. Поэтому, при той же длине, хочу увеличить ширину до 1,6м., высоту борта сделать 0,45-0,5 м., площадь парусов уменьшить до 5,5 кв, м. Мачту постараюсь сделать без вант – чтобы при опасности переворота можно было отпустить парус во флюгерное положение. Согласитесь лодка не для яхтсменов-профессионалов, а для относительно безопасного путешествия парусных новичков. Сам корпус будет более «ложковидным» - для лучшей всхожести на волну.

2. Хочу добавить надувных емкостей – увеличить в объеме бортовые баллоны и сделать надувным днище в кормовой части корпуса. Места для вещей при этом, должно остаться достаточно, все-таки лодка на двоих, но побольше, чем байдарка. В передней части корпуса будет багажный отсек с крепежом для легких вещей, в центральной части в районе швертового колодца – гермосумки с креплениями к корпусу для тяжелых вещей или балласта (если таковых нет). В кормовой части корпуса – система самоотлива с отверстиями в корме выше ватерлинии – замысел такой, что при постановке на ровный киль после переворота, большая часть воды из корпуса сливается сразу, остальная после перехода экипажа на корму и придания лодке дифферента на время, пока остальная вода не сольется.

3.Основным движителем будет являться парус (бермудский шлюп, или «Стриж», или гафельный – по желанию), но будут предусмотрены уключины для распашных весел, стремена на днище для гребли в порогах по типу рафта, а также транец для легкого мотора.

4. Конструкция каркаса будет блочной – 2-3 складных блока и несколько прямых, взаимозаменяемых трубок. Принцип как у моей байдарки – меньше трубок, но большего диаметра. Предполагаемое время сборки 20-25мин.

5. Предполагаемый вес 30-35кг. Предполагаемая цена 6-7000 грн. Упаковка – в один рюкзак 120-130л.

Швертбот

Таким образом, должно получиться судно, пригодное как для сплава по порогам, так и для движения по ровной воде под парусом, веслами или мотором. Быстрота сборки делает пригодным швертбот для походов выходного дня. Возможность носить в рюкзаке одному человеку – пригодность для заброски в труднодоступные места.

Когда будет готовый образец, буду информировать, вывешу фотографии.

Было бы неплохо набрать некоторую статистику – так, что, если заинтересовало – дайте знать.