М-17

    Этот катамаран был построен для путешествия  под парусом и мотором по  фьордам Норвегии  с выходом в Ледовитый океан. Где он успешно  и побывал, походив почти месяц в августе 2014г.

По замыслу он должен был нести на себе экипаж из четверых взрослых и пацана со всем барахлом, удобно и красиво ложиться на багажник машины, чтобы проехать так всю Европу, быстро собираться и разбираться (поскольку не исключались перевозки посуху из фьорда во фьорд). Так-же в конструкцию были внесены все меры для максимальной безопасности и плавания при большой волне.

  Теперь подробнее:

ТТХ:  Длина – 5,1м. (17 футов)

          Ширина – 2,5м.

          Диаметр гондол – 55см.

      Грузоподъемность – 350 кг.

      Вес – 85 кг.

     Площадь парусов – 10,5 кв.м.

     Рекомендованная мощность мотора – 3,5 л.с.

     Размеры упаковок: 1я – 200х40х20см. (рама, палуба, шверт, руль, такелаж, 50 кг.), 2я- 200х20х20см.(мачта с парусами, 15 кг.), 3я – 80х30х60см.( гондолы 20кг.)

  Вот так он ехал по Европе (гондолы в багажнике):

  Для простоты сборки рама сделана из двух блоков из труб квадратного и прямоугольного сечений. Каждый состоит из двойных  продолин. На перемычках первой проушина для штага и степс. На перемычках второй узлы крепления центрального шверта и руля, а так-же транец. (на фото задняя слева, передняя справа)

 Поперечины шарнирно прикреплены к продолинам, при сборке раздвигаются в стороны и защелкиваются на узлы, намертво прикрепленные к гондолам:

 Палуба прикреплена к заднему блоку, в карманах по краям находятся трубы. В собранном виде палуба намотана на трубы и уложена на задний блок. При сборке, палуба разматывается, затем раскладывается вперед и эти трубы состыковываются.

 Передняя часть  палубы закрепляется на проушине штага, а трубы специальными выступами вставляются в пазы на концах поперечин,  Вращая болты на торцах поперечин, приводим в движение ползуны, которые продвигают эти выступы на трубах по соответствующим пазам. Так натягивается палуба, а вся конструкция фиксируется в рабочем положении. Эти круглые продольные трубы так-же  создают продольную несгибаемость гондол.

  Предполагалось, что со сборкой рамы должно быть на этом покончено. Дальше только накачать, установить шверт, руль, мачту и мотор. Однако, при испытаниях на Днепре, оказалось, что при потере давления в гондолах (например, от холодной воды) гондолы расходятся в стороны, рама и палуба при этом опускается слишком близко к воде. Потому я решил добавить на гондолы еще по одной двухметровой трубе и соответствующие карманы на гондолах:

 На фото, если приглядеться, одна из них видна под палубой с внутренней стороны гондолы.  Так-же, на всякий случай, подкрепил конструкцию снизу шпрюйтом с растяжками. На фото, кстати, видно, что мотор расположен впереди руля. Это для того, чтобы винт не выходил из воды при сходе с морской волны. Также для морских условий днища гондолы выпуклые по длине (для всхожести на волну), палуба спереди из «батутной» сетки, сзади сплошная, но с большими «окнами» из этой же сетки. Так, вода от больших волн сливается сквозь переднюю сетку, а сзади, сквозь сплошную ткань не мочит снизу экипаж. Также для моря, весь крепеж и фурнитура из нержавейки.

  Гондолы выполнены из лодочного ПВХ 800гр./кВ.м. Каждая имеет два отсека - верхний и нижний, причем перемычка такова, чтобы при накачке одного, если второй поврежден, перемычка полностью ложилась на стенку поврежденного отсека. Вес от этого больше, но, как я уже упоминал в описании «Фрама», сделано это для безопасности. Работает это так: перед выходом нижний отсек накачивается процентов на 10, а верхний на 90. Если вы пропороли отсек ( естественно нижний) на каком-нибудь рифе вдалеке от берега, Вам нет необходимости срочно искать, куда причалить для ремонта, достаточно лишь подкачать прямо на ходу на 10% верхний. Потом до конца похода тоже нет острой необходимости ремонтироваться, поскольку тут перемычка будет работать, как внутрянка сплавного катамарана, т.е. при повторном разрыве наружной оболочки, внутренняя (а она из тентового, 650-го ПВХ) останется неповрежденной.  ( А представьте, что если у Вас стандартная поперечная перемычка – пропороли отсек, естественно передний, под парусом и мотором не пойдешь, только на веслах, и то, задом, а ветер отжимной, и «Здравствуй, Ледовитый океан!»)