Катамаран

Изначально, я не собирался делать катамараны. С одной стороны, я прекрасно понимал, что поскольку катамаран делать относительно несложно, их делают все кому не лень, а мне трудно будет конкурировать со специализированными предприятиями (которые, например, специализируются на надувных лодках и для ассортимента клеят гондолы) в части качества изготовления. С другой стороны, я думал, что если понадобиться, сделаю катамаран без особых проблем.

Так оно и вышло. Однажды один мой товарищ купил ткань и попросил склеить ему гондолы. Выкройки взяли из советской книжки про снаряжение для водного туризма. Вот он:

Потом я немного подправил эти выкройки, и мы с группой единомышленников сделали еще пару, один из которых остался у меня и я назвал его «Фёрст»:

Следующий я уже более глобально усовершенствовал выкройки в части увеличения объема гондол и эстетического вида.

При прохождении одного Карельского маршрута, он получил имя «Бонарот», что является сокращенным для благозвучия, самым частоупотребляемым в его адрес выражением:

Все они имеют гондолы в виде монобаллонов (т.е. без внутрянки). Активно эксплуатируются уже три сезона в т.ч. для коммерческого сплава по порогам («рафтинга»). Разрывов оболочки пока не было, за исключением того случая, кода Бонарот прострелили из подводного ружья. Это я к тому, что производители и общественное мнение часто говорят о необходимости внутрянки. Тут я не могу смолчать. Понятно, что с внутрянкой катамаран изготовить легче (не так тщательно проклеивать и герметизировать швы, можно их вообще не клеить, а прошить, а на внутрянку взять паяющуюся в специальном устройстве ткань), а продать его можно дороже.

Обосновывается необходимость тем, что мол, при разрыве оболочки, внутрянка остается целой и судно плывет дальше. Конечно, это так. Но, ребята, внутрянка была придумана тогда, когда не было в продаже тканей и клеев, чтобы можно было толково самостоятельно сделать гондолы. Их делали из чего попало, сшивали и клеили чем попало, естественно добиться герметичности оболочки не удавалось (советская промышленность катамараны не выпускала). Вот поэтому применялась внутрянка, но она делалась из прорезиненной ткани, т. е. резина на прочном корде – а это значит, что при разрыве наружной оболочки, внутренняя действительно держала давление. Сейчас есть и отличные ткани, и прекрасные клеи, а внутрянку часто видишь – неармированную ПВХ, которая настолько нежная, что проколется случайно попавшей внутрь гондолы веточкой, а при разрыве наружной оболочки, очевидно, выдуется, и в следующий момент лопнет, как воздушный шарик. Однако будем считать, что это мое личное мнение, чтобы не обижать производителей и владельцев.

В любом случае советую помнить, что гондолы без внутранки весят меньше и стоят дешевле, а эксплуатировать их на маршрутах, по крайней мере, до 3й категории сложности, вполне можно. А в Украине или в той же Карелии маршрутов выше 3й категории и нет.

 

Еще хочу напомнить, что катамаран гораздо проще, чем все остальное, поставить под парус или под мотор, но это уже другая тема.