Байдарка

Несколько лет назад, когда я лишился своего «тайменя» и не смог купить новый, я решил сделать себе байдарку сам. Первая причина – байдарки почему-то в Киеве не продавались, вторая причина, «Таймень» меня не особо устраивал, поскольку все время рвался и ломался в порогах. Третья причина, все эти труды и финансовые затраты должны когда – нибудь окупиться, поэтому эту деятельность я изначально рассматривал, как коммерческий проект, т.е. разработка и изготовление изделия, предназначенного для серийного производства со всеми вытекающими. Итак, принимая стандартный 2-х местный «Таймень» за прототип, я ставил перед собой следующие задачи:

  • Во избежание потери грузоподъемности и мореходности, основные размерения (габариты) оставить прежними.
  • Улучшить поворотливость, по возможности не ухудшая курсовую устойчивость.
  • Не ухудшить ходкость.
  • Не уменьшить вместимость.
  • Улучшить остойчивость (противостояние опрокидыванию).
  • Улучшить живучесть (прочность корпуса и вероятность разрыва оболочки) и ремонтопригодность в полевых условиях.
  • Улучшить безопасность.
  • Упростить конструкцию каркаса.
  • Значительно упростить процесс сборки, время сборки не должно превышать 15мин.
  • Значительно уменьшить вес. Вес 2-х местной не должен превышать 15 кг.
  • Значительно уменьшить габариты упаковки, до размеров одного рюкзака.
  • Заложить возможность трансформировать 2-х местную в 1-местную и 3-х местную.
  • За счет уменьшения применения дорогих материалов, а также за счет технологичности производства (т.е. уменьшение трудозатрат), добиться уровня цены, сравнимой с самой дешевой в СНГ байдаркой «Щука» (есть такая надувашка) т.е. 500-600дол.
  • Как дополнительный тюнинг – съемный, относительно водонепроницаемый фартук с юбками.

Что и говорить, наполеоновские планы. Вот потому процесс разработки, испытаний, усовершенствований, опять испытаний и т.д. длился лет 5. На сегодняшний день, могу сказать, что процесс этот закончен, все поставленные задачи решены, изделие готово к серийному производству. (Правда, само это серийноепроизводство еще надо организовать, соответственно, розничная цена такого изделия пока под вопросом).

БайдаркаБайдарка

В двух словах, как все это вышло: конечно, я добавил надувные баллоны, получилась каркасно-надувная байдарка. Рассудив, что надувашки вообще не имеют каркаса, но при этом худо-бедно выдерживают свою форму, стало быть, надутый баллон тоже имеет какую-то продольную прочность, я уменьшил количество продольных трубок до 6 шт., увеличив на всякий случай их диаметр с 16 до 22мм. Баллоны вставил под борта, туда, где полезное место «Тайменя» не используется, поскольку трудно в эту узость запихать груз, к тому-же баллоны по длине «перерезаются» продольной трубкой, что не дает им выпучиваться внутрь кокпита.

Для упрощения запихивания, а значит для более рационального использования места, оставил шпангоуты открытыми сверху. Форму корпуса оставил килеватую спереди и сзади (во избежание рыскучести), но в середине сделал более плоскодонную (для улучшения поворотливости, а заодно и для уменьшения осадки). Конечно, ширина немного увеличилась – зато это улучшило остойчивость, хотя и ухудшило ходкость.

Чтобы вернуть обратно ходкость сделал две вещи: во-первых, само по себе получается, что расположенные по бортам надутые емкости натягивают оболочку, устраняя тем самым тормозящие складочки, и очень тормозящий эффект «полощущего на ветру флага», чем болеют все каркасные байдарки, особенно когда шкура уже не новая.

Во-вторых, наибольшую ширину (центр тяжести и центр плавучести) я несколько сместил в корму для того, чтобы последняя, образованная корпусом при движении волна смыкалась не на корпусе, а за кормой и не тащила лодку назад. (Этот способ используют на моторных катерах - обратите внимание, что их срезанная корма почти той же ширины, что и сам корпус.) Такое смещение дало еще один эффект, теперь, когда мне надо сделать экстремальный поворот, и я делаю веслом «дугу» за кормой, веслу меньше мешает хвост байдарки. Наконец надувные баллоны дают лодке непотопляемость, а значит безопасность плавания.

Результат – при гораздо большей поворотливости, безопасности, живучести и прочности, по ходкости и курсовой устойчивости не уступает прототипу. Проверенно неоднократно, не только мной, и в порогах и на длинных переходах по ровной воде и в штормовом море. Даже скажу больше, раньше на «Таймене» в пороге я шарахался камней, теперь изменил тактику прохождения порога – я специально наезжаю на камни, когда мне надо остановиться и осмотреться, а это многое дает.

Таким образом, боковые продольные трубы защищены надувными баллонами, что не дает им гнуться и ломаться от ударов и предохраняет оболочку от разрывов. На днище, две трубы кильсона сужаются к носу и корме, переходя в одну трубку – форштевень и архерштевень. На месте, где последние касаются оболочки, снаружи приклеен протектор (по 1-1,5м).

От разрыва оболочки при ударе о камни кильсоном я пробовал предохраниться надувным дном, но это себя не оправдало. Протектор тоже, как обычно, может съехать в сторону от трубки при «ползании» по камням. Теперь я просто проклеиваю широкие полосы из того-же ПВХ, из которого состоит днище. При плавании по спокойным рекам этого достаточно, при плавании по порогам я подкладываю между кильсоном и оболочкой полосу из старого каремата, для чего на днище есть несложные крепления. Благодаря этим мерам, я давно забыл, что такое поломка каркаса и разрывы оболочки.

Надувные баллоны имеют по длине внутренний простенок, поэтому в надутом состоянии в сечении имеют форму 8ки, и вот в эту продольную ямку надежно «проваливается» продольная боковая труба. Тут нечаянно получился еще один полезный эффект – если уложить при сборке пустые баллоны на продольную трубу особым образом, то после накачки байдарка может стать или килеватой или плоскодонной, по желанию экипажа, в зависимости от условий плавания. После накачки она свою конфигурацию уже не изменит, пока не будут стравлены баллоны.

Чтобы трансформировать из 2ки в 3ку или одноместную, понятное дело, надо иметь соответствующие шкуры, а вот скелета хватит и одного – надо добавить или убрать одну серединную секцию – кусок кильсона, шпангоут и 4 трубки.

Уменьшение количества трубок каркаса, конечно, сразу ведет к упрощению конструкции, улучшению ремонтопригодности, уменьшению веса, уменьшению габаритов упаковки и ускорению процесса сборки. Но эти улучшения оказались малы по сравнению с поставленной задачей, поэтому я пошел дальше. Чтобы долго не описывать мелочи, скажу о главном: главным я считал быстроту сборки, поскольку, с коммерческой точки зрения, быстрая сборка дает привлекательность изделия не только для любителей длинных походов, а и для любителей походов выходного дня, а значит, рыбаков – охотников. А их гораздо больше, т.е. расширение рынка сбыта в несколько раз.

Я сделал байдарку, в которой оболочка, баллоны и каркас – единое целое, при разборке одно от другого не отделяется (хотя имеет возможность отделяться для ремонта). Процесс сборки включает в себя всего две технологические операции – раскладка каркаса и накачка. Время (для одиночки -3,7м. в длину, 0,8м в ширину) – раскладка каркаса: 2мин., накачка: 250качков резиновой «жабкой» - 4-5мин., итого 6-7 мин.! Согласитесь, для плавания без груза, там может сидеть 2-3 чел., а накачка надувной лодки такой вместительности займет гораздо больше времени.

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

Однако, такая конструкция имеет недостатки – больше деталей, больше веса, больше трудоемкость изготовления, больше цена. Потому я сдал назад к усредненному варианту, который рассматриваю теперь, как окончательный. Носовой и кормовой отсеки вместе с передним и задним шпангоутами, а так-же кильсон - неразборные, но складывающиеся в компактные пакеты, четыре двухметровых трубки с фиксирующимся шарниром посередине и один, компактно (поскольку не имеет изогнутых трубок) складывающийся, центральный шпангоут. Это для одиночки. Для двойки добавлено 4 метровых трубки, кусок кильсона и один шпангоут, и для тройки соответственно. Все трубки с одного конца имеют телескопические вставки, как у «тайменя». Шкура и баллоны отдельно.

Процесс сборки (для одиночки): Вставить прямые трубки (4шт) в соответствующие карманы на шкуре и баллонах, вставить в карманы баллонов боковые трубки переднего и заднего пакетов, вставить пакеты во внутреннее пространство закрытых частей шкуры (спереди и сзади) и «раскрыть» их там, уложить на днище раскрытый кильсон. Состыковать все трубки (11стыков), распрямить все шарниры (4 на боковых трубках и 2 на кильсоне) и зафиксировать их, надвинув на шарниры трубки большего диаметра – каркас при этом распрямиться без усилий, поскольку окончательная натяжка оболочки произойдет при накачке. Раскрыть шпангоут, вставить его в гнездо на кильсоне, установить в гнезда на шпангоуте 4 боковые трубки и защелкнуть фиксаторы. Накачать. Все! 7 технологических операций. Я это делаю за 12 минут. (Для двойки добавится еще одна секция со шпангоутом и 2-3мин. времени.)

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

БайдаркаБайдарка

Теперь вес. Честно говоря, мне как-то не попадались под руку нормальные весы, поэтому попробуем рассчитать (для 2ки, чтобы сравнить с прототипом). Скелет: Труба дюралевая Д16т диам.22мм. толщ. 1мм. 1м. весит 180гр. Надо 4шт по 4.7м на стрингера и фальшборта, 9м на кильсон и штевни, 7м на шпангоуты, итого 35м = 6.3 кг. Пластины штевней, стыковочные трубки, профиль перемычек кильсона, шарниры, замки, фиксаторы, болтики, заклепки – пускай для ровного счета 1,7кг. Итого вес скелета 8 кг. Шкура: днище ПВХ 750гр.кв.м. – надо 4кв.м = 3кг. На два баллона надо ПВХ 630 гр.кв.м. 7 кв.м = 4,5 кг. Верх (дека) из легкой рюкзачной ткани, пускай 0.5 кг. Итого 8 кг. Общий вес голой байдарки получился порядка 16 кг. (Напомню, что прототип с протектором на шкуре весит порядка 30кг.)

Да, в 15 кг я не вписался. Но на баллоны я рассчитывал ставить не тяжелую ПВХ, а такую ткань, которая применяется в авиационных надувных жилетах – хомутах. Помните, такие, желтенькие с баллончиком, есть в пассажирских самолетах. Это полиамидная ткань, покрытая с одной стороны специальным силиконом. Ее плотность 250гр. на кв.м. (при этом она паяется, а не клеится). Если применить ее для баллонов, то вес байдарки будет около 13-14 кг. К сожалению, в Украине я ее не нашел, а везти из Китая мин. партию 5000кв.м мне пока не по карману. Если кто знает где купить, подскажите!

Теперь, как обещал, о недостатках и как с ними бороться.

Первое: Помня о том, что в «Тайменях» есть штатный руль, но его туристы со временем выбрасывают, я хоть и заложил конструктивно возможность устанавливать его, но так ни разу его и не сделал и, наверное не буду. Туристы-таймешатники постепенно привыкают ходить без руля, но потом, садясь на мою, говорят «Да она крутиться!», а я им отвечаю: «терпи, скоро научишься.» и через часок гребли они приноравливаются и говорят «Класс, как хорошо управляется!». Да, рыскучести у нее чуть побольше, но в разумных пределах, так, что о неуправляемости речь не идет, надо просто привыкнуть.

Второе: Чтобы выбрать люфты скелета, на нос и корму «Тайменя» одевают специальные хомуты и стягивают веревками. На каркасно-надувную байдарку люфты самозаклиниваются давлением в баллонах. На моей я заметил, что, по-видимому, из-за люфтов в скелете, если собранная байдарка перед накачкой лежит на ровной площадке, плоскость палубы получается несколько «горбатая». После накачки такой и остается (люфты заклиниваются в том же положении). Это неэстетично выглядит, и на ходу будет больше черпать носом воду. Потому перед накачкой стоит подложить что-нибудь под нос и корму, придав скелету желаемую форму, после накачки форма останется, даже при значительной потере давления.

Третье: Как я уже упоминал, положение баллонов при сборке можно немножко менять, чтобы сделать корпус более или менее килевытым. Можно этого и не делать, но обращать внимание, чтобы баллоны лежали перед накачкой и во время накачки симметрично, надо. Иначе после накачки, байдарка может оказаться перекособоченной, на ходу будет забирать в сторону.

Четвертое: как и всех надувашек и КНБшек, давление в баллонах зависит от температуры. Это значит, что если лодка лежит на берегу, на солнцепеке, надо стравливать давление, чтобы не перегружать конструкцию, швы и ткани. Если вы накачали лодку на жаре, при спуске на воду баллоны прослабнут, надо подкачивать.

Пятое: Баллоны с течением времени могут прослабляться неравномерно. Это может быть вызвано или микродырочкой или песочком в клапане. Если, скажем, левый баллон травит, то правый своим давлением будет стягивать шкуру к себе – вправо. Еще полбеды, если просто лодка будет забирать в сторону, хуже, когда протектор сместиться с костей и в пороге образуется дырка в днище после удара об камушек. Чтобы этого избежать, хорошо поставить метки с внутренней стороны днища в отсеке капитана, тогда последний, периодически поглядывая у себя под ногами, может контролировать ситуацию и подкачивать, если надо. Для этого - клапана удобно расположены в отсеке капитана и подкачку ручным «матрасным» насосом можно осуществлять, не вставая с места.

Шестое: Как я уже упоминал, шпангоуты незамкнуты сверху. Это дает возможность свободнее перемещаться по кокпиту и рациональнее раскладывать груз. Однако, если вы идете в порог, закрыв кокпит фартуком, вода, принятая на палубу, образует на этом фартуке бассейн, сливаться за борт не будет, а будет потихоньку сочиться внутрь через швы и молнии. Выход – создать горбик или вещами или какими-то палочками.

Вот, вроде-бы и все.

Как я уже упоминал, речь о серийном производстве пока не идет. Причина проста – бабло. Пока я делаю ножовкой, напильником и ручной швейной машинкой одну штуку за недели три. Если куплю кое-какое оборудование, смогу делать одну за 4-5 дней, тогда речь пойдет о кустарном производстве. А серийное производство – это и помещение, и взаимоотношения с государством, и более серьезное оборудование, и поставки материалов (ну про ткань я уже говорил, а еще дюраль – в Украине не делают Д16т, надо ехать в РФ, а там опять минимальная партия, таможить-растаможивать) и т.д.

Но я все равно когда-то это преодолею, а пока, было бы неплохо, если заинтересовавшиеся сообщили мне о желании себе такое приобрести (предложения от спонсоров тоже отметать не стану.) Может, я тогда воодушевлюсь, и дело пойдет быстрее. Как говорил Горбачев Раисе Максимовне: «Надо начать, углубить, и процесс пойдет! ».

P.P.S. Понимаю, что может получиться ситуация, когда люди хотят байдарку, а нет денег, или есть деньги, но у меня нет возможности ее сделать. Как вариант для таких случаев можно попробовать следующее: я могу составить подробное описание, как изготовить в домашних условиях упрощенный вариант. Такое изделие, может, будет где-то кустарно и грубовато выглядеть, дольше собираться, но зато на воде будет все равно вызывать черную зависть других водников.

Сделать такую, при помощи молотка и напильника, можно за неделю. По деньгам обойдется не более пару тыс. грн., если все покупать. А можно и не покупать, если вас не смущает, что на днище изображен президент, или на борту кусок рекламы пива. Это описание, я буду готов предоставить, конечно, не бесплатно, но и не дорого. (Сами понимаете, кусок работы, интеллектуальная собственность и все такое.) Но для начала хотелось бы узнать, сколько есть желающих, потом составить описание, а потом, думаю вывесить публично одну главу, чтобы потенциальные покупатели смогли ознакомиться, доходчиво ли изложение.

Байдарка

не нравится - 4.9%
интересно - 26.8%
готов приобрести - 23.2%
хочу описание для самостоятельного изготовления - 45.1%

Всего голосов:: 142
Голосование по этому опросу закончилось в: 20 Июль 2016 - 00:00